Как повысить грамотность учеников. - Русский язык - Разработки уроков - Каталог файлов - Сайт учителей начальных классов.
 
Понедельник
30.06.2025
06:45
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителей начальных классов МО Красноуфимский округ
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта
  • Главная страница
  • Работа РМО
  • КОНКУРСЫ
  • Давайте познакомимся
  • Нормативные документы
  • Для аттестующихся пе...
  • Методическая копилка
    • ФГОС
    • КИМы
    • Русский язык
    • Математика
    • Литературное чтение
    • Другие предметы
    • Классные часы. Внеклассные мероприятия.
  • ОРКиСЭ
  • Школа безопасности
  • Здравствуй, лето!
  • Полезные ссылки
  • Бюро находок
  • Гостевая книга
  • Обратная связь
  • Фотоальбомы

Наш опрос
Оцените наш сайт
Результаты | Архив опросов
Всего ответов: 72

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Разработки уроков » Русский язык

Как повысить грамотность учеников.
26.11.2017, 17:25

        Многие учителя знакомы с методикой орфографического чтения П.С. Тоцкого, который предлагает педагогам организовать орфографическое чтение с учениками на каждом уроке.

      Например, при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова» на уроках применяется таблица со следующими словами.

Непроизносимые согласные

сн

 

в, д, т, л

 

в, д, т, л

чудесный

вкусный

опасный

ужасный

ясный

небесный

интересный

прекрасный

блеснул

песня

 

сад

обед

враг

запах

взгляд

свод

рассказ

вечер

луч

прекрасная

радостный

счастливый

звёздный

грустный

прелестный

поздний

ненастный

честный

известный

яростный

местное

гигантский

солнце

сердце

дождь

взгляд

улыбка

вечер

погода

друг

праздник

ветер

пастбище

тростник

пастбище

местность

лестница

тростник

сердце

хрустнул

свистнул

чувство

почувствовал

возвращение

солнце

праздник

 

Работать с данными словами желательно ежедневно, на каждом уроке русского языка, не менее 7-10 минут. Учитель вывешивает слова нужной тематики на доску, орфограмма в этих словах выделена другим цветом, слова напечатаны в столбик.

Учитель показывает на слово и читает его орфографически верно, особенно четко произнося ту орфограмму, с которой предстоит работать ученикам. Весь класс, хором, орфографически правильно повторяет то же слово.  Такая же работа идёт и с остальными словами первого столбика данной таблицы.

Следующий этап работы учитель начинает с просьбы доказать написание выделенных букв.   Ученики подбирают проверочные слова. Вместе с учителем учащиеся выбирают наиболее оптимальный вариант (при этом учитель напоминает, что у слова бывает несколько проверочных слов, но для удобства мы остановимся на каком-то одном). После этого учитель предлагает выполнить задание: « Назовите проверочное слово». Учитель снова произносит слова орфографически верно, а ученики орфографически верно называют проверочное слово (то слово, которое они выбрали как наиболее оптимальный вариант). Надо заметить, что некоторые слова проверочных слов не имеют – они подлежат запоминанию, - поэтому вместо проверочного слова ученики говорят слово запомни ( это имеет место при работе с такими таблицами, как «Трудности написания названия птиц» и др.). Потом учащиеся меняются с учителем ролями: они произносят слова, а учитель проговаривает проверочные слова. 

Работу над словами можно разнообразить: кто–то из учеников читает слово, остальные повторяют за ним; девочки читают, а мальчики повторяют; один ряд читает – остальные повторяют.

Главное в этой работе – следить за чётким орфографическим чтением. В случае нечёткого или неправильного произнесения слова надо остановить ученика и попросить ещё раз произнести это слово правильно.

После этого работу можно усложнить, добавив к данным новые слова, чтобы получилось словосочетание (эти слова можно прописать в таблице вторым столбиком). Для образования словосочетаний имена прилагательные, стоящие в начальной форме, изменяем согласно форме главного слова. Методика работы со словами следующей:

- учитель читает словосочетание орфографически правильно, ученики повторяют (здесь можно добавить элемент занимательности, например, словосочетание вкусный обед, а учитель читает другое, тем самым проверяет внимание учеников – это приём очень нравится школьникам, и они стараются не ошибаться);

- ученики читают – учитель повторяет;

- учитель читает первое слово из словосочетания – ученик добавляют второе слово из словосочетания;

- ученики читают первое слово из словосочетания – учитель добавляет второе слово из словосочетания;

- учитель читает второе слово – ученики добавляют первое;

- ученики читают второе слово – учитель добавляет первое.

Напоминаю, что вся работа ведётся строго в орфографическом режиме – орфографическое чтение.

Такая работа со словами помогает совершенствовать слуховую и зрительную память, и верное многократное проговаривание слов способствует выработке навыка грамотного письма.

Привожу варианты таблиц, которые используются в классе.

сладкий

хрупкий

скользкий

лёгкий

жидкий

узкий

низкий

близкий

мягкий

ловкий

мёд

лёд

пруд

снег

мёд

дорожка

травка

беседка

варежка

подружка

гладкий

сладкий

редкий

робкий

вязкий

снежный

гибкий

лошадка

ягодка

рыбка

улыбка

грядка

сад

друг

Парные согласные по глухости-звонкости

 

Суффиксы глаголов

 

-я-

-и-

-а-

-е-

таять

веять

сеять

лаять

чуять

реять

блеять

лелеять

затеять

строить

клеить

красить

жарить

верить

готовить

чистить

мыслить

портить

гнать

держать

слышать

дышать

смотреть

видеть

зависеть

вертеть

обидеть

 

Трудности написания названия птиц

-е-

-и-

-о-

-а-

-я-

клесты

снегирь

дятел

лебедь

петух

тетерев

 

синичка

пичужка

чижи

стрижи

свиристель

скворцы

оляпка

сорока

ворона

соловей

дрозды

сокол

овсянка

коростель

поползень

журавли

малиновка

грачи

трясогузка

Учитель начальных классов МАОУ «Бугалышская СОШ»  Яникиева С.В.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Категория: Русский язык | Добавил: ObuhovaLubov | Теги: русский язык, начальная школа, грамотность
Просмотров: 349 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Праздники
Праздники сегодня

Важные сайты
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Электронный дневник
  • Сайт министерства образования Свердловсой области
  • МОУО МО Красноуфимский округ

  • Поиск

    Категории раздела
    Математика [6]
    ФГОС [31]
    Материалы нужные педагогу для реализации ФГОС
    Литературное чтение [5]
    Русский язык [12]
    Другие предметы [2]
    КИМы [5]


    МО Красноуфимский округ © 2025
    Бесплатный конструктор сайтов — uCoz