Последовательность формирования УУД - ФГОС - Разработки уроков - Каталог файлов - Сайт учителей начальных классов.
 
Вторник
12.08.2025
09:39
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителей начальных классов МО Красноуфимский округ
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта
  • Главная страница
  • Работа РМО
  • КОНКУРСЫ
  • Давайте познакомимся
  • Нормативные документы
  • Для аттестующихся пе...
  • Методическая копилка
    • ФГОС
    • КИМы
    • Русский язык
    • Математика
    • Литературное чтение
    • Другие предметы
    • Классные часы. Внеклассные мероприятия.
  • ОРКиСЭ
  • Школа безопасности
  • Здравствуй, лето!
  • Полезные ссылки
  • Бюро находок
  • Гостевая книга
  • Обратная связь
  • Фотоальбомы

Наш опрос
Оцените наш сайт
Результаты | Архив опросов
Всего ответов: 72

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Разработки уроков » ФГОС

Последовательность формирования УУД
30.03.2014, 13:21

 

Последовательность формирования УУД.

Метапредметные УУД

Состав личностных, регулятивных, коммуникативных УУД определен в стандарте. В данном документе представлено их распределение по классам и уровням овладения ими

 (табл.1).

Таблица 1.

Личностные

регулятивные

коммуникативные

1 класс

-Занимать активную познаватель­ную позицию;

-относиться к книге как источнику знаний; 

- ответственно относиться к своей УД[1];

- определять свое эмоциональное состояние;

-совместно давать эмоциональную оценку деятельности ученика и все­го класса на уроке;

-оценивать изучаемое содержание, исходя из личностных ценностей и предпочтений;

-оценивать поступки людей и лите­ратурных персонажей в КД[2];

-пользоваться формулами речевого этикета

 

-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- выдвигать гипотезу с помощью учителя;

-работать по предложенному плану; выполнять учебные действия под руководством учителя;

-выполнять учебные действия по аналогии;

ориентироваться в учебнике с опо­рой на методический аппарат;

-понимать смысл условных обозна­чений и пользоваться ими

 

Взаимодействовать с учителем и одноклассниками;

-слушать и понимать речь других; вступать в беседу с учителем, отве­чая на поставленные вопросы;

- выразительно читать и пересказы­вать простой текст; читать  наизусть  стихотворение, прозаический фрагмент;

- оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложе­ния или небольшого текста)

2 класс

-Оценивать результат своей дея­тельности на эмоционально-реф­лексивном уровне;

-сохранять положительную мотива­цию в условиях неудачи;

-проявлять инициативу в познава­тельной деятельности;

- определять свою позицию на эмо­ционально-рефлексивном уровне;

-воспринимать позицию другого на эмоционально-рефлексивном уровне

- Определять цель УД с помощью учителя и самостоятельно;

- планировать УД с помощью учите­ля и самостоятельно;

- выбирать способ решения учебной задачи;

- использовать учебник, приборы и инструменты, работая по плану;

-определять успешность выполне­ния своего задания в КД;

- выполнять учебные действия под руководством учителя и обосновы­вать их последовательность;

- выполнять действия по развернуто­му образцу;

- с помощью взрослого собирать ин­формацию;

- в КД определять круг вопросов, не­обходимых для решения проблемы

- Выразительно читать и пересказы­вать (подробно и выборочно) худо­жественный и учебно-научный текст;

-- Определять цель УД с помощью учителя и самостоятельно;

- планировать УД с помощью учите­ля и самостоятельно;

- выбирать способ решения учебной задачи;

- использовать учебник, приборы и инструменты, работая по плану;

-определять успешность выполне­ния своего задания в КД;

- выполнять учебные действия под руководством учителя и обосновы­вать их последовательность;

- выполнять действия по развернуто­му образцу;

- с помощью взрослого собирать ин­формацию;

 

3 класс

-Помогать товарищу в выполнении  деятельности;

- координировать свои действия в условиях групповой деятельности;

- оценивать свои и чужие достижения в разных сферах деятельности эмоционально-рефлексивном уровне;

 

- давать морально-этическую оценку поступков людей и литературных персонажей;

-оперировать нравственными кате­гориями  {добро  —  зло,  чест­ность — лживость, дружба, трудо­любие и др.)

- определять цели деятельности пос­ле предварительного обсуждения;

-в КД обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему; составлять план решения пробле­мы (задачи) в КД;

- работая по плану, сверят и поведения в процессе коллек­тивной (групповой) деятельности; выполнять различные роли в груп­пе (лидера, исполнителя, критика)ь свои дейст­вия с целью корректировки их в КД;

- в диалоге с учителем определять успешность выполнения своей ра­боты по заданным критериям;

- намечать порядок учебных дейст­вий в КД;

-выполнять учебные действия по об­разцу;

- называть учебные действия и обосновывать их последовательность.

 

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне не­большого текста);

- слушать других, уметь принимать другую точку зрения, быть гото­вым корректировать свою точку зрения;

- договариваться о правилах общения и поведения в процессе коллек­тивной (групповой) деятельности; выполнять различные роли в груп­пе (лидера, исполнителя, критика)

 

 

4 класс

- определять свою позицию на реф­лексивном уровне;

- воспринимать позицию другого на рефлексивном уровне;

-ориентироваться в группах про­фессий (человек — человек, чело­век — природа, человек — техни­ка);

- оценивать свои поступки с мораль­но-этической точки зрения;

-оперировать нравственными кате­гориями (справедливость, беско­рыстие, милосердие, сострадание и др.);

-соотносить свою позицию с позицией другого.

-формулировать цели УД после ана­лиза темы урока;

- обнаруживать и формулировать учебную проблему в КД;

-составлять план решения пробле­мы (задачи) в КД;

- работая по плану, сверять свои действия   с   целью,   исправлять ошибки в КД;

- определять успешность выполне­ния своей работы и работы коллек­тива по заданным критериям;

-намечать и обосновывать последо­вательность учебных действий в КД;

-выполнять учебные действия по инструкции;

- обосновывать выбор способа решения учебной задачи.

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне текста заданного типа речи) с учетом учебных и жизненных речевых си­туаций;

- использовать освоенные способы деятельности для понимания учеб­но-научного текста;

- сотрудничать в совместном реше­нии проблемы (учебной задачи)

 

 

 

 

Последовательность формирования познавательных УУД.

Познавательные УУД рассматриваются с позиции текстового подхода, поэтому представляется целесообразным выделить и прокомментировать их особо (табл.2)

Принцип реализации взаимосвязи процес­сов восприятия и создания текста основан на рассмотрении познавательной деятель­ности как деятельности по восприятию, по­ниманию и воссозданию учебно-научного текста. Это дает основание рассмотреть по­знавательные умения с позиции текстового подхода и выделить аналитические, рекон­структивные и продуктивные познаватель­ные умения (см. табл. 2; использовано сок­ращение УНТ — учебно-научный текст).

Под аналитическими умениями понима­ются способы действия, которые облегчают восприятие и понимание учебно-научного текста. Реконструктивные умения рассмат­риваются как способы действия, обеспечи­вающие перекодирование информации, т.е. ее перевод из вербального кода в невербаль­ный и наоборот. Это предполагает рекон­струкцию учебно-научной информации, из­менение формы ее презентации. Готовность выразить одну и ту же мысль в разных фор­мах способствует пониманию изучаемого Материала. Под продуктивными умениями понимаются способы действия, которые обеспечивают создание собственного выска­зывания, отражающего понимание изучен­ного материала и оформленного в соответ­ствии с требованиями научного стиля речи.

Таблица 2.

Аналитические

Реконструктивные

Продуктивные

1 класс

- Находить в учебнике учебно-научную информацию;

- находить заголовок текста;

- выделять элементы текста: вербальную информацию и

 иллюстрации, вопросы и задания, памятки, инструкции;

- определять по заголовку текстовый субъект;

- определять тему текста;

- находить в тексте незнакомые слова;

- выделять в УНТ знакомую и новую информацию;

- определять связь между новой и знакомой информацией на  эмпирическом уровне

- находить в тексте ответ на вопрос;

- отличать новое знание от известного;

-Соотносить символ с обозначаемым фактом, явлением, заданием;

 - переводить в слово  информацию, представленную с помощью символов;

- соотносить факт, явление с его схемой и схему с фактом, явлением;

- подбирать по схеме факт, явление,;

- переводить в слово картинный план;

- видеть столбец (правый, левый) и строку (верхнюю, среднюю нижнюю) в таблице;

- составлять модель слова, числа;

- читать слова, числа по модели.

- подбирать подпись к иллюстрации и обосновывать свой выбор;

- отвечать на вопрос по иллюстрации;

- формулировать вопрос к иллюстрации;

- создавать монологическое высказывание по иллюстрации, серии иллюстраций, зрительной опоре;

- определять логико-смысловую связь между вербальной и наглядной информацией в УНТ;

- создавать доказательство с опорой на средства наглядности;

- отвечать на вопрос теоретического

характера по изучаемому УНТ;

- решать поставленную проблему по предложенному плану

 

2 класс

- отличать вопросы и задания от УНТ и дидактического материала;

- видеть компонент УНТ с особым графическим оформлением;

- на эмпирическом уровне определять роль графического оформления УНТ;

-находить в УНТ терминологическую лексику;

- определять связь терминов с заголовком и темой;

- находить в УНТ определение понятия;

- выделять в УНТ неясные текстовые  суждения;

- находить и комментировать примеры в УНТ;

-анализировать задания к упражнению,  определяя  последовательность действий;

- делать выводы на основе простых обобщений

 

 

- читать простые схемы/таблицы;

- соотносить идентичную информацию, представленную в вербальном коде и в форме схемы/таблицы

 

 

-объяснять заголовок;

- озаглавливать УНТ и обосновывать свой выбор;

- ставить вопрос к заголовку и от заголовка;

- ставить вопрос к выделенным в УНТ словам;

- разделять целое на элементы, видеть элементы в целом;

- приводить примеры по аналогии и комментировать их;

- строить ответ на вопрос теоретического характера;

- иллюстрировать теоретические положения  самостоятельно  подобранными примерами;

- строить доказательство с опорой на УНТ;

- ставить вопрос к неясным текстовым суждениям;

- готовить сообщение на основе одного источника по предложенному плану

 

3 класс

- отличать теоретическую информацию от иллюстративной;

-выделять признаки понятия; - устанавливать взаимосвязь приз­наков понятия;

- дифференцировать в УНТ новую и известную информацию;

- определять роль теоретической и иллюстративной   информации   в УНТ;

- находить в тексте необходимую ин­формацию

 

- переводить информацию, представленную в вербальном коде, в слово;

- корректировать план УНТ, инструк­цию, алгоритм применения прави­ла;

- дополнять таблицу теоретического характера;

- представлять теоретический мате­риал в форме схемы

- ставить вопрос к текстовым суждениям и находить ответы в тексте;

- строить ответ (рассуждение) теоре­тического характера по модели: те­зис — доказательство — приме­ры — вывод;

- готовить выступление на основе одного источника (детской энцик­лопедии, научно-популярной лите­ратуры, журнала и пр.) по самосто­ятельно составленному плану.

4 класс

На основе анализа заголовка выд­вигать гипотезу о содержании УНТ;

- устанавливать иерархию признаков понятия.

- соотносить идентичную информа­цию, представленную в вербальном и невербальном коде;

- систематизировать учебный мате­риал на основе готовой сетки таб­лицы

- Озаглавливать   таблицу,   схему, инструкцию и др.;

- ставить вопрос к новым или неяс-ным текстовым суждениям;

- подводить явление под поня-тие и босновывать свое суждение;

- выстраивать доказательство с опо­рой на сновные признаки понятия;

-  готовить выступление на основе двух источников по данному плану

 

 

 

 

 

Используемая литература: журнал «Начальная школа» №7 2011г.

Е.А. Купирова, заместитель директора по УВР , гимназия № 209

Е.П. Суворова, директор НИИ общего образования, профессор кафедры начального языкового образования, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как сформировать Универсальные учебные действия?

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или пусть этим родители занимаются…?

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимание на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также с УУД. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

Так, меняется роль учителя – теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.

Но как? А вот это вместе нам и предстоит открыть.

Проводя сегодня мастер-класс по теме: «Формирование УУД на ступени НОО с использованием ИОС» подскажем ВАМ название некоторых технологий, методов и форм которые, надеемся, помогут в дальнейшей работе.

 

Личностные УУД

Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультик

Название

Какие УУД он отражает

Что полезного "транслирует" детям

*Как обезьянки обедали

*Готовность и способность к саморазвитию, мотивация к познанию нового, умение решать проблемные ситуации в команде

*навыки командной работы, умение договариваться, решать конфликтные ситуации

* "Как обезьянки обедали"

*Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,развитие навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях.

*неумение героев мультика соотносить поступки с принятыми морально- этическими принципами.

*Кто сказал "Мяу"

*Регулятивные-целеполагания,познавательные-поиск и выбор необходимой информации,анализ объектов с целью выделения признаков,установление причинно - следственных связей;коммуникативные -постановка вопросов.

*способ нахождения на интересующий вопрос,умение общаться,устанавливать коммуникативные связи

*Кто сказал "Мяу"

*Мультик отражает такие УУД: создание проблемной ситуации,познавательный поиск,коммуникативные связи.

*Создавая проблемную ситуацию, мультфильм знакомит ребят через щенка с окружающим животным миром: кто как говорит.

*Список технологий формирования УУД

  1. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.
  2. Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами
  3. Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
  4. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
  5. Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия
  6. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
  7. Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет
  8. Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.
  9. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
  10. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности
  11. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации –и обучает детей применению обобщенных способов действий.
  12. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности
  13. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
  14. Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
  15. Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
  16. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
  17. Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках.
  18. Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
  19. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
  20. Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что –то делать
  21. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости
  22. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
  23. Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.
  24. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
  25. Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде
  26. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
  27. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
  28. Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина
  29. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ
  30. Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций
  31. Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных
  32. Учитель учит детей планировать свой досуг
  33. Учитель организует конструктивную совместную деятельность

 

 

Познавательные УУД

Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультик

 Название мультика

Какие УУД можем "найти"

Что полезного "транслирует " мультик

*Как обезьянки обедали

*самостоятельное выделение познавательной цели и достраивание с выделением недостающих компонентов *выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

* видеть в реальной жизни идеи и реализовывать их

*Хатико

*выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

* нестандартные пути решения поставленной задачи

*Чучело-мяучело

Комуникативные УУД *

*умение договариваться, вступать в диалог, умение адекватно реагировать на трудности, умение решать проблему

*Чебурашка

Познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД*

*Необходимость выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Прогнозирование результатов деятельности


Какие УУД "спрятаны" в мультфильме?

 

Список технологий формирования УУД:

1.Для развития умения оценивать свою работу, дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания.

2.Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания.

3.Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

4.Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

5.Учитель привлекает детей к открытию новых знаний.

6.Учитель обучает детей приемам работы в группах.

7.Учитель вместе с детьми исследует, как можно прийти к единому решению в работе в группах.

8.Учитель вместе с детьми анализирует учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

9.Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку.

10.Учитель создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний вместе с дети определяют цель урока.

11.Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.

12.Учитель в ходе учебной деятельности развивает память и логические операций мышления детей.

13.Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

14.Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

15.В совместной деятельности учителя и учеников у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

16.Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

17.Учитель находит способ увлечь детей знаниями.

18.Учитель в ходе совместной деятельности учит ребят планировать и прогнозировать свои действия.

19.Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

20.Учитель всегда дает шанс исправить ошибку.

21.Учитель включает детей в открытие новых знаний.

22.Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

23.Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

24.Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

25.Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что–то делать

26.Учитель показывает то, что ошибка – это нормально – главное –уметь учиться на ошибках.

27.Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.

28.Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

29.Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.

30.Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

31.Учитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям.

32.Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.

33.В конце выполнения задания, в конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.

34.Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.

35.Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества.

36.Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

37.Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.

38.Учитель строит урок в деятельностной парадигме.

39.Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.

40.Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.

41.Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

42.Учитель учит детей планировать свой досуг.

43.Учитель организует конструктивную совместную деятельность.

Коммуникативные УУД:

1. Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей)

2. Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься (обобщенное действие, умение учиться)

3. Ученик умеет договариваться несиловыми методами

4. Ученик умеет вступать в диалог

5. Ребенок может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации

6. У ребенка развита рефлексия (рефлексия в общении - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению)

7. Ребенок умеет слушать и слышать

8. Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации

9.Ребенок может интегрироваться в группу сверстников

10.У ребенка сформирована адекватная самооценка

Роль данного вида УУД для школьника

1. Умение самостоятельно принимать решения

2. Умение устанавливать контакты и организовывать взаимодействие

3.Формирование уверенности в учебной и внеучебной деятельности

4. Рефлексия

 

Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультик

Название мультика

Какие УУД можем "найти"

Что полезного "транслирует " мультик

Хатико

личностные универсальные(сотрудничание в поиске нужной информации,отслеживание действий партнера) , коммуникативные универсальные(умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку, развитая рефлексия)

Преданность, дружба, забота, развитие и проявление эмпатии

Как обезьянки обедали

личностные универсальные(приспособление к изменяющейся ситуации, ответственность за поведение и действие других и себя, умение внести коррективы в план и способ действия в случае необходимости)), познавательные универсальные (использование передовых технологий, осознание и применение того, что усвоено и подлежит усвоению, решение проблемы в ходе групповой деятельности), коммуникативные универсальные ( интегрирование в группу сверстников)

необходимость планирования действий, развитие регулятивной функции у детей, важность применения разных приемов воспитания, психологические проблемы демографического характера

Чебурашка

личностные универсальные(положительные нравственные качества, адекватная оценка других, навыки конструктивного взаимодействия) , коммуникативные универсальные(сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение вступать в диалог, делать нравственный выбор)

Дружба, забота о других, развитие и проявление эмпатии

Список технологий формирования УУД

  • Технология развивающего обучения
  • Проектная технология.
  • Коммуникативная технология.
  • Проблемно-поисковая технология.
  • Деятельностная технология.
  • Самоопределенческая технология.
  • Рефлексивная технология.
  • Мета-технология.

     Технологии и направления работ по формированию коммуникативных УУД:

  1. Для развития умения оценивать свою работу, дети сами по предложенному алгоритму учатся оценить свое задание.
  2. Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
  3. Учитель обучает детей приемам работы в группах
  4. Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах
  5. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку.
  6. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.
  7. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности
  8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
  9. Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
  10. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
  11. Учитель включает детей к открытие новых знаний
  12. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
  13. Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
  14. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
  15. Учитель показывает то, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках.
  16. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости
  17. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
  18. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
  19. Учитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям.
  20. В конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет
  21. Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.
  22. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
  23. Учитель и ученики вместе решают возникаемые учебные проблемы.
  24. Учитель строит урок в деятельностной парадигме
  25. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ
  26. Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций
  27. Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных
  28. Учитель учит детей планировать свой досуг
  29. Учитель организует конструктивную совместную деятельность
  30. Учитель создает проблемную ситуацию и мотивирует детей на открытие нового знания
  31. Учитель побуждает детей к формулированию учебной проблемы и поиску решения этой проблемы
  32. Учитель формирует у детей содержательную оценку и самооценку
  33. Учитель при организации групповой работы учитывает степень сформированности коммуникативных навыков

 

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий.


Личностные УУД:

1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.


Познавательные УУД:

1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)

2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний

3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.


 

Коммуникативные УУД: 1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «не стандартах уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.

4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.


Регулятивные УУД:

1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

3. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

Регулятивные универсальные учебные действия


Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обощенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой напрвленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффетиктивности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Владение УУД дает школьнику:

- оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)

- объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию. учебе)

- самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки(личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

  • Роль данного вида УУД для школьника

- умения регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного; составлять план и последовательность своих действий; прогнозировать уровень усвоения, результата, необходимого времени; контролировать с целью установления отклонений; корректировать (вносить дополнения), оценка качества усвоения; волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).


1. Может поставить учебную задачу.

2. Составить план и последовательность действий.

3. Составить прогноз деятельности.

4. Контролировать и оценивать процесс и результаты дейтельности

5. Внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия

6. Способен преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки.

Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультик

  • Названия  мультиков "Чучело Мяучело", "Винни Пух", "Как обезьянки обедали"

Какие универсальные учебные действия мы можем «найти» в данных мультиках:

  • Коммуникативные универсальные учебные действия
  • Познавательные универсальные учебные действия
  • Регулятивные универсальные учебные действия
  • Личностные универсальные учебные действия


Что полезного в плане формирования УУД может быть транслировано ребенку через данный мультик?

1. Мультфильм "Чучело Мяучело"

  • Необходимость планирования сотрудничества (определение эффективных способов взаимодействия), умения с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации (владение диалогической речью), управления поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера)
  • Формирование рефлексии способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы
  • Адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку
  • Установление связи между целью деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

2. Мультфильм "Винни пух"

  • Необходимость выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • Прогнозирование результатов деятельности
  • Контроль, коррекция и оценка действий партнера по общению
  • Установление связи между целью деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

3. Мультфильм "Как обезьянки обедали"

  • Необходимость выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;прогнозирование результатов деятельности;контролировать и оценивать процесс и результаты дейтельности;внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки
  • Контроль, коррекция и оценка действий партнёра по общению
  • Установление связи между целью деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

Как сформировать Универсальные учебные действия?

Список технологий формирования УУД

1. Для развития умения оценивать свою работу, дети сами по предложенному алгоритму учатся оценить свое задание.

2. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания.

3. Учитель не сравнивает детей между собой.

4. Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

5. Учитель рассказывает на уроке новый материал, привлекая детей к открытию новых знаний.

6. Учитель обучает детей приемам работы в группах.

7. Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах.

8. Учитель вмешивается в учебные конфликты , проговаривая (направляя,показывая) образец.

 9. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку.

10. Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей.

11. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.

12. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления.

13. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

14. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

15. Учитель предпочитает формировать нужные ценности, прибегая к диалогическому общению и включая детей в процесс.

16. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

17. Учитель находит способ увлечь детей знаниями.

18. Учитель показывает смысл учения, однако делает это в «корректной» форме.

19. Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.

20. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

21. Учитель дает шанс исправить ошибку.

22. Учитель включает детей к открытие новых знаний.

23. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

24. Учитель позволяя другим детям участвовать в процессе оценивания ответов.

25. Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

26. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

27. Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что –то делать

28. Учитель показывает то, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках.

29. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.

30. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

31. Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.

32. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

33. Учитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям.

34. Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде

35. В конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.

36. Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.

37. Учитель и ребенок –общаются с позиции «на равных».

38. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

39. Учитель и ученики вместе решают возникаемые учебные проблемы.

40. Учитель строит урок в деятельностной парадигме.

41. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.

42. Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.

43. Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

44. Учитель учит детей планировать свой досуг.

45. Учитель организует конструктивную совместную деятельность.

46. Учитель строит урок, учитывая структуру формирования умственных действий П. Гальперина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

| Используемые материалы:

  1. Сайт Сообщества СоцОбраз (http://wiki.iot.ru) – по материалам Круглого стола 7 шагов навстречу Новым образовательным стандартам

 

 

 

 

 

 

[1] УД – учебная деятельность

[2] КД – коллективная деятельность

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Категория: ФГОС | Добавил: Елена_Гимовна
Просмотров: 3984 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Праздники
Праздники сегодня

Важные сайты
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Электронный дневник
  • Сайт министерства образования Свердловсой области
  • МОУО МО Красноуфимский округ

  • Поиск

    Категории раздела
    Математика [6]
    ФГОС [31]
    Материалы нужные педагогу для реализации ФГОС
    Литературное чтение [5]
    Русский язык [12]
    Другие предметы [2]
    КИМы [5]


    МО Красноуфимский округ © 2025
    Бесплатный конструктор сайтов — uCoz