«Развитие критического мышления через чтение и письмо» в соответствии со стратегией «Зигзаг»
Ещё недавно считалось, что самые главные качества учителя – это глубокие знания предмета, умение говорить красиво, быть «всезнающим оракулом» или «пророком»… Не каждый из нас, учителей, даже сегодня, в рамках реализации ФГОС, когда акценты в педагогике сменились, умеет терпеливо выслушать своих учеников. Экономия во времени больше склоняет нас на применение тестовой технологии. Для нас привычнее поправлять и исправлять учеников.
Поэтому я стала искать и применять такие технологии, где ученик (любой сильный, слабый, средний) может показать себя, раскрыть. И я нашла такую технологию, на которой учителю отводится « роль второго плана», роль «гуманного режиссёра», сотрудничающего с детьми на уровне партнёрских отношений. Преимущества работы в этом режиме очевидны: обучающиеся самостоятельно осваивают новый материал, приобретают навыки самоконтроля и самооценки, учатся контролировать и адекватно оценивать учебные действия одноклассников, умение слушать и слышать друг друга. Улучшается психологический климат в классе: класс не делится на сильных, слабых, и средних, принимается любой ответ ученика, так как ребёнок имеет право на ошибку, и никто не.ставит это ему в вину.
Это технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в соответствии со стратегией «Зигзаг»
Использование данной стратегии требует от учителя дополнительной кроме разработки урока подготовки. В чём сущность данной технологии?
Обучающиеся делятся на группы. Каждая группа образует специалистов по одному вопросу. (зависит от темы урока).
Первый этап стратегии «Зигзаг» (работа в экспертных группах)
1.Каждой группе предоставлен информационный и иллюстративный материал в конвертах. За 5 минут надо познакомиться с материалом. После изучения материала необходимо объединиться в пары и пересказать друг другу, что запомнили, используя иллюстративный материал.
2.Затем идёт самоподготовка. (обучающиеся используют песочные часы для распределения времени.)
Учитель во время самоподготовки только координирует работу небольшими репликами: «Если что – то непонятно, поднимите руку», «Следите за временем», «Пошла последняя минута», «время закончилось».
3.Взаимообучение (работав парах)
После изучения материала необходимо объединиться в пары и пересказать друг другу, что запомнили, используя иллюстративный материал. Потом вместе подвести итог – выбрать лучшего рассказчика, оценить. На взаимообучение отводится тоже 5 минут.
4.Взаимооценка и самооценка.
Предлагается учителем обучающимся доброжелательно и справедливо оценить друг друга, обсудить в группе выступление обучающихся, оценить свой ответ и поставить отметку свою рядом с той, которую поставила ему группа.
5 Подведение итогов.
Второй этап стратегии «Зигзаг».
- Установка.
Затем обучающиеся учат своих товарищей, тому, что узнали сами.
(меняются группами)
Даётся план урока.
- Взаимообучение.
- Взаимообучение и самооценка.
Закрепление.
Отвечает один ученик от группы (не эксперт). Выступления обучающихся сопровождается показом презентации.
Итог урока
Рефлексия.
Полякова А.Г.,
учитель начальных классов
МКОУ "Натальинская СОШ"
|