Окружающий мир интересен и увлекателен. Как сделать так, чтобы учащиеся на уроке окружающего мира не потеряли интерес? Предложите им провести эксперименты, которые позволять узнать много нового и интересного, а главное, это новое и интересное они откроют сами.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.
Наблюдения, опыты, эксперименты, логические и творческие задачи в начальной школе - обязательные структурные элементы урока окружающего мира. Это дает возможность учителю организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества.
В настоящее время опыт как исследовательский, практический метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.
Опыт может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. В некоторых случаях опыт можно использовать для перехода от опроса к теме урока, для того, чтобы выявить представления учащихся по изучаемому вопросу. Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления.
Я представляю учебное пособие «10 опытов по определению свойств воды», предлагаю 10 карточек-инструкций для проведения опытов с водой. В карточках-инструкциях предложены описания простых опытов по определению основных свойств воды для учащихся начальных классов. С их помощью школьники смогут провести несложные эксперименты с водой и другими безопасными веществами. Проведя опыты самостоятельно или под руководством учителя, учащиеся не только получат новые знания и умения, но и научится логически мыслить, ставить перед собой задачи и решать их.
Зайцева С.А.,
учитель начальных классов
МАОУ "Приданниковская СОШ" -
филиал Александровская ООШ
|