Скачать презентацию
Системно-деятельный подход в обучении детей с овз при организации урока.
Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом, т. е заимствуют друг у друга технологические приемы. Я для своей работы по возможности выбираю технологию системно - деятельностного обучения, так как мне хотелось, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной деятельности. Ребенок с ОВЗ на уроках работает в соответствии со своими возможностями, участвует в равноправном диалоге, осознает ценность своего участия в решении разных учебных задач. Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя, нормализация взаимосвязи речи и деятельности учащихся. Одним из вариантов повышения качества чтения у - . детей с ОВЗ является целенаправленное управление обучением чтению . Но научить по настоящему хорошо читать непросто. Необходимо создать для ребенка с ОВЗ - благоприятные условия обеспечить квалифицированное руководство обучением, основой которого, является знание особенностей процесса чтения владения эффективными методами и приемами. Для своих обучающихся выбрала упражнения направленные на : · развитие четкости произношения · развитие подвижности речевого аппарата · создание прочных связей между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, накопление в памяти слогов и слов · развитие бокового зрения и отработка прямого взгляда · развитие внимания к слову и его частям · развитие оперативной памяти устойчивости внимания , · развитие гибкости и скорости чтения про себя и вслух · развитие восприятия и понимания · развитие логического мышления.
Переключение с одного вида деятельности на другой предохраняет детей от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон. Детям с моторными трудностями и особенностями письменной речи целесообразно предоставить возможность устного сообщения. Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
- использование карточек на игровизоре при выполнении заданий .Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа ребёнка.
-Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами, используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия;
- Дидактические игры на развитие мыслительной деятельности .
-Работа в парах и группе.
- Использование разнообразной наглядности;
- Максимальное включение анализаторов;
- Применение видов работ, соответствующих возрасту и развитию ребёнка;
- Выбор частично-поисковых приемов, проблемных ситуаций.;
- Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;
-.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Системно- деятельностный подход стараюсь осуществлять на различных этапах урока.
В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняю ему на индивидуальных занятиях. Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Минигулова Айгуль Рашидовна, учитель начальных классов
|