Очень хочется поделиться с читателями как фраза из учебника дала идею для увлекательного эксперимента.
Однажды на уроке окружающего мира во 2»Б» классе (УМК «Школа России») нам с ребятами встретились такая фраза: «…Славяне жившие на берегах Днепра и Невы, выдалбливали середину древесного ствола, заостряли его концы – получался чёлн».
Детям было не понятно слово «выдалбливали». Объяснение из толкового словаря результатов не принесло, тогда было решено из карфелины попробовать соорудить модель чёлна славянских народов. Затем в совместной деятельности подбирали инструменты для работы: «Нож, - может резать только ровные линии, им будет неудобно и опасно работать». Было принято решение работать ложкой. Модель необходимо было сделать дома. Тогда мы еще не знали, будет ли наша лодка держаться на воде. На следующий день все перемены были наполнены «научной» работой. В классе появились 5 лодок из картофеля и одна из огурца. Все лодки прекрасно держались на воде, но одна лодка за ночь подсохла и дала трещину, видимо слишком тонким оказалось дно. Эта лодка смогла продержаться на поверхности всего лишь 27 секунд. Самая стойкая лодка оказалась у Байдина Димы. Она смогла удержать 4 шашки. По рассказам детей, не просто было выдалбливать середину лодки. Нужно было проявить терпение и выбирать маленькими кусочками. Это раз. Края нужно было делать одинаковой толщины, иначе лодка заваливалась на бок и не держалась на воде.
Интересная получилась работа! Дети в процессе активной деятельности познакомились со словом «выдалбливали», запомнили, что у славянских народов лодку называли «чёлн», учились терпеливо и аккуратно работать, доводить дело до конца, работать в команде, проверять свои идеи.
Вот такая история.
Д.Г.Пивоварова, учитель 2 «Б» класса
МАОУ «Приданниковская СОШ».
|