Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся через применение групповых форм обучения
в процессе организации урочной и внеурочной деятельности
Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.
Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Р
Работая в условиях обычной школы, пришла к пониманию того, что нужно искать такие технологии и формы обучения, которые смогли бы заинтересовать учащихся и мотивировать их на изучение предмета. Как сделать так, чтобы ученики самостоятельно могли открывать новые знания и показывать высокие результаты по предмету?
Занимаясь одновременно со всеми учениками в классе, не всегда имеется возможность учитывать их индивидуальные способности. Приходится ориентироваться на «среднего» ученика. Такое обучение создает дополнительные трудности для одних и задерживает развитие других, что приводит к потере интереса к предмету.
В межаттестационный период разрешала противоречие между фронтальными формами обучения и индивидуальным способом присвоения знаний.
Тема моего исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся через применение групповых форм обучения в процессе организации урочной и внеурочной деятельности».
Гипотеза исследования: предполагаю, что используя групповые формы обучения в образовательном процессе, можно создать оптимальные условия для развития познавательной активности и формирования познавательных УУД младших школьников.
Цель: создать условия для формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся через применение групповых форм обучения в начальной школе.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы и практический опыт работы педагогов по формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы;
- изучить педагогические технологии, способствующие развитию мыслительных способностей учащихся, повышению интереса к учебной деятельности;
- создать условия для организации групповых форм работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;
- апробировать систему мониторинга универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
- продолжить работу по раскрытию исследовательских и творческих способностей детей через участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе и дистанционных.
Основная задача учителя – включить в учебную деятельность всех учеников, независимо от их способностей.
Эту проблему помогают решить групповые формы обучения. В условиях классно-урочной системы они наиболее легко и органично вписываются в учебный процесс, благоприятно влияют на развитие мышления и интеллекта, речи и коммуникативности.
Групповое обучение решает три основные задачи:
-
конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
-
коммуникативно–развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её пределами;
-
социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адаптации в сообществе.
Групповое обучение начинаю в первом классе с работы в парах, которые также являются малыми группами.
Такая работа может быть организована с использованием трех видов пар.
1. Статическая пара. В ней работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах, поэтому перед учителем стоит первостепенная задача – научить учащихся работать в статической паре.
В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они сначала могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение», а затем могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль».
2. Динамическая пара – это оригинальная форма организации обучения, при которой состав пар постоянно меняется так, что каждый учащийся, работая поочередно со всеми, выступает в роли не только обучаемого, но и обучающего.
3. Вариационная пара. В этом варианте коллективной работы в малой группе находится 4 человека, каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом данной группы.
Этот этап занимает достаточно большой промежуток времени (примерно 3 четверти первого класса) и предполагает возможность каждого ребенка поработать с каждым учеником класса.
Следующий этап группового взаимодействия – работа малых групп. Группы по 4 человека. Малые группы в процессе обучения могут работать в следующих режимах:
– вся группа работает коллективно над всеми или большинством групповых заданий и проектов;
– предпочтение отдается работе в подгруппах;
– каждый член группы работает индивидуально, и только затем группа сравнивает и обсуждает результаты.
Как формирую группы?
С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Исследования показывают, что обучение в разнородных по составу группах подстегивает слабоуспевающих учащихся до среднего уровня и в то же самое время стимулирует учебный прогресс среди обучающихся, имеющих достаточный и высокий уровни учебных достижений.
Но самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не соединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекающихся, со слишком разным темпом работы.
В конце третьего и в четвертом класса практикую метод дифференцированного обучения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью.
При изучении нового материала формирую в классе группы, условно разделив их на «сильных»-«Высший класс» (работают самостоятельно), «средних»-«Класс» (работают самостоятельно после консультации учителя) и «слабых»-«База» (работают с учителем) учащихся.
После объяснения нового материала для всего класса, предоставляю возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала.
Средние ученики также получают задание, к которым предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий.
У меня появляется возможность поработать с группой слабых учеников по закреплению материала на основе возврата к изученному, используя достаточное количество примеров и упражнений. При такой форме организации деятельности каждый ученик имеет возможность работать в меру своих способностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.
Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил. В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.
При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие достоинства; терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость.
Оценивать можно лишь общую работу группы. Ни в коем случае нельзя давать детям, работавшим вместе, разных оценок!!!
-
Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребёнком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение «индивидуалиста» кому-то помочь или получить чью-то помощь).
-
Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но «бороться» мягко: шестилетки не в силах долго удерживать произвольную саморегуляцию, увлекшись задачей. В классе полезен «шумомер» — звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.
-
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка).
В рамках занятий «Я-исследователь» использую проектную технологию, с помощью которой решаю ряд задач по формированию УУД у обучающихся во внеурочной деятельности. На РМО я представляла опыт работы по формированию и совершенствованию исследовательских умений младших школьников через организацию проектно-исследовательской деятельности.
Решаемые задачи в ходе проектной деятельности:
1. Обучение детей навыкам планирования:
- определять цель;
- видеть основные этапы достижения цели;
- направлять на достижение цели внутренние ресурсы.
2. Развитие навыков сбора и переработки найденной информации.
3. Развитие креативности и критического мышления.
4. Формирование навыка составления письменного отчета:
- составление плана работы;
- умение четко и последовательно излагать информацию;
- знакомство с правильным оформлением источников.
5. Формирование положительного отношения к деятельности, поддержание инициативы и стремления выполнять задачи в срок.
Анализ уровня сформированности УУД проводила по методикам указанным в «Программе формирования универсальных учебных действий». Проведенное исследование показало, что в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников с использованием групповых форм обучения в деятельности, наблюдается положительная динамика. Высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников повысился на 20%.
Поставленные мною задачи были реализованы, что доказывается стабильными положительными результатами освоения учащимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых в образовательном учреждении.
Обучающиеся показывают стабильные результаты освоения образовательных программ по итогам всероссийских проверочных работ.
В результате проведенного исследования пришла к выводу:
Преимущества группового обучения перед традиционным обучением заключаются в следующем:
-
При работе в группах таким детям легче задать вопрос своим сверстникам и получить на него ответ или объяснение.
-
Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
-
Формируется чувство ответственности, так как работа в группе предполагает работу каждого. Успех группы в целом зависит от работы каждого ее участника, от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения, применять их в конкретных задачах.
-
Формирует собственную точку зрения, дети учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
-
Начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.
-
Учатся общаться, овладевают коммуникативными умениями.
-
Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
-
Развиваются такие свойства мышления, как систематизация, обобщение, классификация, аналогия, анализ, абстрагирование.
Учителю начальных классов необходимо умело сочетать фронтальную работу с работой в паре и группе.
|