Многие учителя знакомы с методикой орфографического чтения П.С. Тоцкого, который предлагает педагогам организовать орфографическое чтение с учениками на каждом уроке.
Например, при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова» на уроках применяется таблица со следующими словами.
Непроизносимые согласные
сн
|
|
в, д, т, л
|
|
в, д, т, л
|
чудесный
вкусный
опасный
ужасный
ясный
небесный
интересный
прекрасный
блеснул
песня
|
сад
обед
враг
запах
взгляд
свод
рассказ
вечер
луч
прекрасная
|
радостный
счастливый
звёздный
грустный
прелестный
поздний
ненастный
честный
известный
яростный
местное
гигантский
|
солнце
сердце
дождь
взгляд
улыбка
вечер
погода
друг
праздник
ветер
пастбище
тростник
|
пастбище
местность
лестница
тростник
сердце
хрустнул
свистнул
чувство
почувствовал
возвращение
солнце
праздник
|
Работать с данными словами желательно ежедневно, на каждом уроке русского языка, не менее 7-10 минут. Учитель вывешивает слова нужной тематики на доску, орфограмма в этих словах выделена другим цветом, слова напечатаны в столбик.
Учитель показывает на слово и читает его орфографически верно, особенно четко произнося ту орфограмму, с которой предстоит работать ученикам. Весь класс, хором, орфографически правильно повторяет то же слово. Такая же работа идёт и с остальными словами первого столбика данной таблицы.
Следующий этап работы учитель начинает с просьбы доказать написание выделенных букв. Ученики подбирают проверочные слова. Вместе с учителем учащиеся выбирают наиболее оптимальный вариант (при этом учитель напоминает, что у слова бывает несколько проверочных слов, но для удобства мы остановимся на каком-то одном). После этого учитель предлагает выполнить задание: « Назовите проверочное слово». Учитель снова произносит слова орфографически верно, а ученики орфографически верно называют проверочное слово (то слово, которое они выбрали как наиболее оптимальный вариант). Надо заметить, что некоторые слова проверочных слов не имеют – они подлежат запоминанию, - поэтому вместо проверочного слова ученики говорят слово запомни ( это имеет место при работе с такими таблицами, как «Трудности написания названия птиц» и др.). Потом учащиеся меняются с учителем ролями: они произносят слова, а учитель проговаривает проверочные слова.
Работу над словами можно разнообразить: кто–то из учеников читает слово, остальные повторяют за ним; девочки читают, а мальчики повторяют; один ряд читает – остальные повторяют.
Главное в этой работе – следить за чётким орфографическим чтением. В случае нечёткого или неправильного произнесения слова надо остановить ученика и попросить ещё раз произнести это слово правильно.
После этого работу можно усложнить, добавив к данным новые слова, чтобы получилось словосочетание (эти слова можно прописать в таблице вторым столбиком). Для образования словосочетаний имена прилагательные, стоящие в начальной форме, изменяем согласно форме главного слова. Методика работы со словами следующей:
- учитель читает словосочетание орфографически правильно, ученики повторяют (здесь можно добавить элемент занимательности, например, словосочетание вкусный обед, а учитель читает другое, тем самым проверяет внимание учеников – это приём очень нравится школьникам, и они стараются не ошибаться);
- ученики читают – учитель повторяет;
- учитель читает первое слово из словосочетания – ученик добавляют второе слово из словосочетания;
- ученики читают первое слово из словосочетания – учитель добавляет второе слово из словосочетания;
- учитель читает второе слово – ученики добавляют первое;
- ученики читают второе слово – учитель добавляет первое.
Напоминаю, что вся работа ведётся строго в орфографическом режиме – орфографическое чтение.
Такая работа со словами помогает совершенствовать слуховую и зрительную память, и верное многократное проговаривание слов способствует выработке навыка грамотного письма.
Привожу варианты таблиц, которые используются в классе.
сладкий
хрупкий
скользкий
лёгкий
жидкий
узкий
низкий
близкий
мягкий
ловкий
|
мёд
лёд
пруд
снег
мёд
дорожка
травка
беседка
варежка
подружка
|
гладкий
сладкий
редкий
робкий
вязкий
снежный
гибкий
|
лошадка
ягодка
рыбка
улыбка
грядка
сад
друг
|
Парные согласные по глухости-звонкости
Суффиксы глаголов
-я-
|
-и-
|
-а-
|
-е-
|
таять
веять
сеять
лаять
чуять
реять
блеять
лелеять
затеять
|
строить
клеить
красить
жарить
верить
готовить
чистить
мыслить
портить
|
гнать
держать
слышать
дышать
|
смотреть
видеть
зависеть
вертеть
обидеть
|
Трудности написания названия птиц
-е-
|
-и-
|
-о-
|
-а-
|
-я-
|
клесты
снегирь
дятел
лебедь
петух
тетерев
|
синичка
пичужка
чижи
стрижи
свиристель
|
скворцы
оляпка
сорока
ворона
соловей
дрозды
сокол
овсянка
коростель
поползень
|
журавли
малиновка
грачи
|
трясогузка
|
Учитель начальных классов МАОУ «Бугалышская СОШ» Яникиева С.В.
|