ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Г.В. Грачева, МКОУ «Саранинская СОШ», п.Сарана Красноуфимского р-на
Galinagrachovapochta@mail.ru
Аннотация. По статистике, расстройства аутистического спектра (РАС) имеет каждый 88 ребенок школьного возраста. Их в России около 1,5 миллионов. Настало время, когда дети с ОВЗ есть практически в каждой школе, и даже относительно редкая категория – дети с РАС, теперь не является исключением. Поэтому, уверена, что мой личный опыт в работе с таким ребенком поможет педагогам менее травматично преодолеть многие проблемы, с которыми они неизбежно столкнутся.
Когда я впервые столкнулась с таким ребенком в классе, была немного ошарашена. И не только я, но и мои ребята. Работа по освоению учебной программы была полностью парализована на две недели, «новенький» абсолютно не мог сидеть за партой, бегал по классу, ползал под партами, мурлыкал, рычал и шипел как кошка, опрокидывал парты и стулья, периодически впадая в странное состояние однообразного покачивания на довольно длительное время, не замечая ничего вокруг. Также у мальчика абсолютно отсутствовала потребность в общении, отмечалось безразличие к окружающим, ярко выраженная приверженность к привычному ходу вещей и склонность к стереотипным движениям. Ребенка пугал звук школьного звонка, громкое пение на музыке, участие в «шумных» мероприятиях, вызывая приступы истерики и стремление убежать «куда глаза глядят». Иногда он увлекался непонятными действиями с предметами неигрового характера. Например, мог долго перебирать, завязывать и рассматривать обрывок найденной нитки с выраженным интересом, попытки прервать его занятие сразу вызывали приступы истерического плача. За это время ученик не написал ни слова в тетрадях, регулярно срывая подобным поведением занятия в классе. В результате ребенок прошел обследование у психиатра и получил рекомендацию на индивидуальное обучение, по общеобразовательной программе.
Сейчас идет второй год обучения мальчика по индивидуальному учебному плану, он прекрасно чувствует себя в одиночестве, приступы истерик почти исчезли, ребенок показывает усвоение учебной программы на очень хорошем уровне. Конечно, признаки РАС никуда не делись, он также проводит перемены в покачивании из стороны в сторону, и утомляемость наступает уже через 7-10 минут, огромная проблема для него выйти из класса в перемену, его пугает шум и много ребят, ориентация в пространстве нарушена, социальная адаптация значительно затруднена… Но его интеллектуальные возможности сейчас поражают: прекрасная память, математические способности, умение за 5-7 минут усвоить весь новый материал, не требуя закрепления или повторения. Но, прежде, чем удалось добиться такого результата, пришлось немало перечитать педагогической , психологической и медицинской литературы, многое почерпнуть из семинаров по инклюзии, перепробовать различные формы и методы, позаимствовать опыт других педагогов. И когда казалось, что руки уже просто опустились, вдруг стали появляться первые результаты, ученик ненадолго начал концентрировать свое внимание на предмете, по своему желанию выполнять тесты проверочных работ, как бы мимоходом вписывать верные ответы в окошечки. А когда я спрашивала, почему же он раньше не показывал, что всё знает, следовал искренний ответ: -«А зачем? Я тогда не хотел …». Нужно заметить, что это его любимый вопрос, так начинается каждое занятие, и я терпеливо объясняю, зачем ему знать ту или иную тему. Если убедить не получится, урока не будет, ничто не заставит его вылезти из - под парты и расстаться с любимым кроликом. Важно вовремя заметить подобные симптомы в «странном» ребёнке, и не «ставить на нём крест», а направить родителей к психиатру, где ребенок получит медикаментозное лечение и, при необходимости, рекомендации на индивидуальное обучение, которое приведёт к положительному результату. Вот те практические советы, которые помогли нам успешно осваивать учебную программу:
- Помните, учащийся с РАС может и хочет общаться, но это должно происходить дозированно, так как ребенок быстро перегружается чужим «вниманием», устаёт, и не переносит шумного собеседника.
- Будьте предельно терпеливы, ждите ответа на вопрос, даже когда ребенок «завис». Будьте уверены, он не бездельничает, просто его мыслительные процессы другие, ему нужно время, чтобы сформулировать ответ.
- Будьте готовы к предельной замкнутости в поведении на первых порах, такие дети значительно дольше «открываются» окружающим.
- Знайте, ребенок может высказывать странные, на ваш взгляд, соображения по какому либо поводу, но для него это нормально, так как он по другому воспринимает зрительные, слуховые и тактильные сигналы, что обусловлено сенсорными нарушениями организма.
- По возможности, периодически, приглашайте ребенка на коллективные мероприятия (не предусматривающие шумных игр или внезапных моментов, которые могут напугать его). Нельзя абсолютно исключить такого ученика из коллектива, ведь впоследствии ему придется контактировать с внешним миром, и он должен постепенно этому учиться. Задача педагога - сделать это общение как можно менее травматичным для психики.
- Ничего не меняйте в кабинете для занятий. Для ребенка важно, чтобы каждый стул, стол, книги на полках находились на своих привычных местах!
- Ни в коем случае не проявляйте жалости, эти дети очень чувствительны, и сразу начнут манипулировать, чтобы не прикладывать лишних усилий в выполнении заданий.
- Не осуждайте, пытайтесь понять его логику и ход мыслей, спрашивайте и искренне слушайте ответы, принимайте участие в обсуждении, поощряйте за собственные высказывания.
Только такая многоплановая, системная и долгосрочная организация работы позволит Вам добиться хороших результатов у детей с РАС!
|