Экспертиза уроков различного типа
В соответствии с положением о методическом объединении учителей-предметников, учитель и руководитель методического объединения должны иметь следующие документы и материалы, необходимые для организации экспертно-аналитической деятельности:
- Типы и виды уроков.
- Критерии анализа личностно ориентированного урока.
- Схема анализа воспитательной направленности урока.
- Схема анализа урока по системе Л.В.Занкова.
- Схема анализа урока по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.
- Комплексный анализ урока.
- Аспектный анализ урока.
- Краткий и полный анализ урока.
- Структурно-функциональный анализ.
- Карты схемы для самоанализа.
Комплексный анализ предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи таких компонентов как цели, содержание, формы и методы организации урока. Данный анализ может быть применен при аттестации учителя на любую категорию. Матрица объекта экспертизы представлена в приложении №1.
Структурно-функциональный анализ предполагает включение всех типов анализа (полного, краткого, аспектного и комплексного). Его необходимость обусловлена широким распространением в педагогической практике разнообразных моделей (систем) обучения. В каждой модели или системе выдвигается свое особое видение структуры учебного процесса. Проведение структурно-функционального анализа связывают с выявлением связей – функций- внешних проявлений свойств объекта в любой системе. Матрица объекта экспертизы помещена в приложение №2.
К воспитательным мероприятиям относят: кружковая работа по предмету, проведение предметных недель, туристические слеты, клубные часы, игры и викторины, дебаты и дискуссии, экологические слеты, соревнования и др. При их анализе используют схему анализа воспитательной и мировоззренческой направленности деятельности, а также схему анализа аспекта организации мероприятия и управления коммуникативной деятельностью.(см. приложение №№3,4). Схемы экспертизы уроков в развивающем обучении и организация педагогического мониторинга представлены в приложениях №5, №6 и №7.
Предметные кафедры при аттестации учителя на категорию ориентированы на комплексный анализ, в котором выделены такие компоненты как цели и содержание, методический аспект, взаимодействие и общение, соотнесение цели с конечным результатом. Образовательные области «Технология», физическая культура, иностранные языки и др. имеют определенную специфику, которую разработали для аттестации педагогических кадров.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Протокол комплексного анализа урока
Учитель:____________________________________________
Предмет: __________________Класс _________Школа _____
Критерии
|
Форма реализации
|
Оценка
(в баллах)
|
- Цели урока:
- Комплексность целей,
- Целостность,
- Учет уровня подготовленности класса,
- Диагностичность,
- Форма целеполагания, способ задания целей,
- Связь цели учителя и учеников
|
|
Max
5 бал
|
2. Содержание
- Соответствие программе
- Глубина, научность,
- системность,
- последовательность и др.
- Организация усвоения содержания
(соответствие формы и содержания)
|
|
Max
5 бал.
|
3. Методика проведения урока
- методы и приемы организации деятельности
- разнообразие, оригинальность приемов и др.;
- формы организации деятельности;
- мотивация деятельности;
|
|
Max
5 бал.
|
4. Взаимодействие
- учебное сотрудничество;
- стиль общения;
- коммуникативная задача;
|
|
Max
5 бал.
|
5. Познавательный и личностный результат
- Соответствие цели и конечного результата;
- Форма фиксации;
- Степень и объективность его осознания учениками;
- Выводы и форма коррекции результата
|
|
Max
10 бал.
|
Экспертное заключение:
1. 15-20 баллов – вторая категория.
- 21-25 баллов – первая категория.
- 26- 30 баллов – высшая категория
Читать материал полностью здесь
|